oleglurie_new


Новый блог Олега Лурье.


Previous Entry Share Next Entry
Нобелевская премия по литературе – Гомер, Мильтон и Паниковский
oleglurie_new





Я не понимаю…. Тут, наверное, какая-то ошибка или неточность перевода. Не может быть, чтобы Нобелевскую премию по литературе давали «за политику». Не верю! Не хочется верить. Но...

Читаю новости о том, что в этом году литературного Нобеля получила «русскоязычная писательница из Беларуси, регулярно обитающая в Европе, некая Светлана Алексиевич», и тихо выпадаю в осадок. Господа! Кто-нибудь из вас раньше знал великую писательницу Алексиевич? Цветаеву знали, Ахматову знали, Ахмадуллину знали, и даже Ольгу Берггольц знали. А вот со Светланой Алексиевич, простите, как-то не сложилось.

Погодите! А может быть, она действительно стоит в одном ряду с другими великими «русскоязычными» лауреатами Нобелевской премии по литературе? А мы просто были не в курсе? Давайте посмотрим.

Иван Бунин – лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года. Цитирую:

«Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом – Чудь, Меря. Но и в том и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из древа, – и дубина, и икона», – в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев. Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспредельно, так люто?».
«Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...».

Борис Пастернак – лауреат Нобелевской премии по литературе 1958 года:

«Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти».

Иосиф Бродский – лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года:

«Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.
между выцветших линий
на асфальт упаду.

И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
над затылком снежок,
и услышу я голос:
- До свиданья, дружок.

И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой.
- словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,

машут мальчику вслед».


И вдруг в 2015 году литературный Нобель вручается... русскоязычной писательнице Светлане Алексиевич, моментально ставшей в один ряд с Буниным, Пастернаком и Бродским. Давайте и её тоже попробуем процитировать. А, может быть, она действительно стоит на одной ступеньке с великими?

Итак, Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич дословно:

«Жизнь прекрасна, падла, но так коротка...»
«Путин — не политик. Путин — кагэбэшник. И то, что он делает, это провокационные вещи, которыми обычно занимается КГБ».
«Мужчины – они трусы! Бомж или олигарх – нет никакой разницы. На войну пойдут, революцию сделают, а в любви предадут.»
«У нас нет культуры счастья, радостной жизни. Культуры любви».

«Я только что из Киева и потрясена теми лицами и теми людьми, которых я видела. Люди хотят новой жизни, и они настроены на новую жизнь. И они будут за нее драться…   Тем, кто сегодня выступает в защиту сепаратистов в Донбассе, стоит посмотреть, что рассказывают украинские солдаты, которых эти так называемые ополченцы, а скорее всего русские контрактники, брали в плен. Как они над ними издевались».


Вот как-то так получается. Где Пастернак с Бродским и Буниным, а где эта дама Алексиевич? Неужели никто в мире ничего лучшего не написал за последние годы? И очень не хотелось бы думать о том, что Нобелевский комитет превратился в пиар-агентство, отрабатывающее политический заказ. Но реальность Нобеля говорит именно об этом, ставя на один пьедестал величайших писателей двадцатого века и некую Светлану Алексиевич, которая ну очень уж «правильно» формулирует нужные тезисы.

И что теперь? А теперь все становится на свои места. Понятно, что творчество Алексиевич явно даже рядом не стояло с творчеством Пастернака или Бродского, и в той же России или Беларуси есть значительно более талантливые писатели. Но, если звезды зажигают, то это однозначно кому-то очень нужно. И мы получаем от Нобелевского комитета классический вариант Остапа Бендера – «Гомер, Мильтон и Паниковский». Браво!












Buy for 3 000 tokens
Buy promo for minimal price.


Вдруг подумалось: а может, это именно, чтоб заставить поверить весь мир, что русская литература скончалась? Что некого у нас награждать? Ну или вообще, мировая литература скончалась... Ведь и в прошлом году наградили какого-то француза, чье имя не только "не гремит" в России, но даже и немецкая Хандельсблатт сетурет, что награждают, кого попало в последнее время.

Шолохова забыли, Нобель 1965

Я не всех перечислил. И Шолохов был, и Солженицын.

Что Нобель умер окончательно стало ясно после получения Обамой премии мира. Хорошо сказал в свое время Эмиль Золя: "Какие негодяи эти порядочные люди". Этакие в белых перчаточках, вечно требующие порядочности от других, брезгливо морщащие носик и поднимающие подол, чтобы не замараться в чужой крови, но в упор не видящие как гибнут люди,и не протестующие против этого потому, что реально протестовать им не выгодно - тут требуется рисковать жизнью.

(Deleted comment)
Глубокое недоумевающее удивление - так можно обозначить чувство, когда я прочла новость. Безмерное удивление. И судорожное копание в памяти: что она написала. Всплыло туманное "...не женское лицо", отменный спектакль на вторичную пьесу, а потом "Цинковые мальчики" - фи, даже в момент написания и издания.

Умберто Эко, верно, плакал? Я бы рыдала на его месте. Несопоставимые фигуры.

Прилепин - Пилюлькин - Лурье!

Прилепин-Проханов-Пригожин-Просвирнин!

(Deleted comment)
Не могу не согласиться.

(Deleted comment)
Задался я целью найти отрицательные рецензии на произведения С. Алексиевич.
Не нашел. 20 первых в поисковике страниц(по 10 ссылок) только хвалебные.
На запрос о произведениях других писателей вываливается всякое, и добрая критика и не добрая, откровенно ругательная. Отрицательно критикуют, даже хаят, признанных мастеров литературы. А вот Алексиевич только хвалят...

Как был прав Крылов...

(Deleted comment)
И что такого гениального с литературной точки зрения?
Во-первых, это публицистика, и чтобы в этом убедиться, не надо читать все перлы автора. Достаточно вышеприведенных. Попробуйте для сравнения надергать цитат из Толстого, Пастернака или того же Бродского с Буниным и сравните, где литаратура, а где публицистика. С тем же успехом, премии по литературе могут получить Веллер или Жванецкий, которые не в пример талантливее.
Во-вторых, кроме формы, есть и содержание. Истинная литература хороша тем, что ставит вопросы, а не дает ответы. Категоричность и бескомпромиссность не самые лучшие характеристики литературы. Мне интересны Бунин и Бродский с Солженицынин не потому, что знаю их биографию и взгляды, а потому, что, читая их произведения, я вижу страдающего, сомневающегося человека, а самое главное, пытающегося понять другую точку зрения, примирить, а не сталкивать лбами. В этом и есть предназначение литературы.
В-третьих, "Вы представляете: беременная идет с миной… Ну, ждала же она ребенка...Любила, хотела жить. И, конечно, боялась. Но она шла... Не ради Сталина шла, а ради своих детей"
А кто утверждал, что все шли ради Сталина? Вот это и есть предергивания, которые ставят под сомнение и ценность работы репортера, и литератора, ежели она претендует на гордое звание. Были люди, шли ради Сталина, и это тоже правда, мой дед и не отрицал этого, моя бабушка и мама рассказывали, что готовы была умереть ради него, мне что, в угоду писательнице не верить им? Каждый выбирал то, за что готов был умереть, и этот выбор мы обязаны уважать, потому что люди готовы были платить за него высочайшую цену. А вот унижать их выбор недостойно ни писателя, ни человека.
«Ты что, мама, действительно верила, что Сахаров - предатель и сумасшедший? А Высоцкий умер, потому что пил...А не от тоски, от беспомощности, что эту китайскую кремлевскую стену не пробить, не взорвать?»
А вот откуда сама Алексиевич знаеыт, от чего умер Высоцкий и отчего он пил? Почему именно она решила, что он хотел взорвать кремлевскую стену? Знаете, кидать камни сейчас в ту страну легко и еще, как видим, деньги приносит. Хоть я с Солженицыним и не во всем согласен, но я уважаю взгляды человека, который делал это тогда, когда это было чревато последствиями. А сегодня кидать камни, не пытаюсь уважать выбор людей и их чуства, - недостойно и жалко. Одно слово - коньюктура.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Может по аглицки эти, приведённые Вами, цитаты имеют другой, сакральный смысл?

цитат можно надергать каких угодно у кого угодно.

И что такого гениального с литературной точки зрения?
Во-первых, это публицистика, и чтобы в этом убедиться, не надо читать все перлы автора. Достаточно вышеприведенных. Попробуйте для сравнения надергать цитат из Толстого, Пастернака или того же Бродского с Буниным и сравните, где литаратура, а где публицистика. С тем же успехом, премии по литературе могут получить Веллер или Жванецкий, которые не в пример талантливее.
Во-вторых, кроме формы, есть и содержание. Истинная литература хороша тем, что ставит вопросы, а не дает ответы. Категоричность и бескомпромиссность не самые лучшие характеристики литературы. Мне интересны Бунин и Бродский с Солженицынин не потому, что знаю их биографию и взгляды, а потому, что, читая их произведения, я вижу страдающего, сомневающегося человека, а самое главное, пытающегося понять другую точку зрения, примирить, а не сталкивать лбами. В этом и есть предназначение литературы.
В-третьих, "Вы представляете: беременная идет с миной… Ну, ждала же она ребенка...Любила, хотела жить. И, конечно, боялась. Но она шла... Не ради Сталина шла, а ради своих детей"
А кто утверждал, что все шли ради Сталина? Вот это и есть предергивания, которые ставят под сомнение и ценность работы репортера, и литератора, ежели она претендует на гордое звание. Были люди, шли ради Сталина, и это тоже правда, мой дед и не отрицал этого, моя бабушка и мама рассказывали, что готовы была умереть ради него, мне что, в угоду писательнице не верить им? Другие шли ради детей, семьи, третьи, потому что выбора не было. И незачем людей за дураков считать, что мы, поколение, выросшее после войны, этого не понимали и покупались на пропаганду, что все шли за Сталина. А вот она, единственная посвященная, решила раскрыть нам забитые пропагандой глаза. Мы прекрасно понимали, почему это делается, но это никак не умаляло значения того, что сделали эти люди для нас. Каждый выбирал то, за что готов был умереть, и этот выбор мы обязаны уважать, потому что люди готовы были платить за него высочайшую цену. А вот унижать их выбор недостойно ни писателя, ни человека.
«Ты что, мама, действительно верила, что Сахаров - предатель и сумасшедший? А Высоцкий умер, потому что пил...А не от тоски, от беспомощности, что эту китайскую кремлевскую стену не пробить, не взорвать?»
А вот откуда сама Алексиевич знаеыт, от чего умер Высоцкий и отчего он пил? Почему именно она решила, что он хотел взорвать кремлевскую стену? Знаете, кидать камни сейчас в ту страну легко и еще, как видим, деньги приносит. Хоть я с Солженицыным и не во всем согласен, но я уважаю взгляды человека, который делал это тогда, когда это было чревато последствиями. А сегодня кидать камни, не пытаюсь уважать выбор людей и их чувства, - недостойно и жалко. Одно слово - коньюктура.

Нобелевскую премию дали из расчёта на Белоруссию. В 2013 году Светлана Александровна переехала в Белоруссию. С чего бы это? А теперь понятно. Белорусы сейчас возгордятся (нам бы то же было приятно), в большинстве своём кинутся читать (перечитывать) её творчество. Разумеется, ранее в Белоруссии её никто не читал (или почти никто), а теперь это национальная героиня. И о чём она пишет? В чём её позиция? Читайте, дорогие белорусы, впитывайте "правду-матку". Ловко, ничего не скажешь. Подготовка пошла.

Нет ничего удивительного,чего Лурье так разнервничился!Посмотрите во всём мире почти с утра до ночи -голые бабы,педерасты,лесбиянки,однополые браки,их венчание.Книги читают единицы,скоро их занесут в книгу рекордов Гиннеса.Да и вообще все эти премии для меня лично не показатель ни в кино ни в литературе.Как правило наоборот кому дают премию ,я знакомлюсь с этим героем думаю-мама,бред сивой кобылы в лунную ночь!Я люблю Толстого,Чехова,Зощенко,Булгакова,Довлатова,Шолохова и перечитываю их постоянно.Наша страна не лучше,в своё время в школе всё Брежнева заставляли читать ,трилогию.Теперь читай"Архипелаг"-без малого две тысячи страниц кошмарно-взвинченного ораторства,и взрослому -то не лезет,а как одолеть такую глыбу несъедобщины чистой,нежной,ранимой детской душе!Славу богу,Путин хоккеем и рыбалкой увлекается,а Медведев-айфоном!


Re: Лауреатка

Не знаю какого бога Вы славите,
но слово "Бог" пишется с большой буквы!

Конец света уже кожей ощущается.
О святом уже столетия в западных "сверхдержавах" никто ничего не говорит, и последние свои ценности разрушают.

Понавыдергать цитаты с мясом и делать параноидальные выводы - быдловатый подход.

?

Log in

No account? Create an account