?

Log in

No account? Create an account

oleglurie_new


Новый блог Олега Лурье.


Previous Entry Share Next Entry
Мы могли бы спасти «Курск»
oleglurie_new
курск



14 лет назад трагически погибли 118 офицеров и матросов атомной подводной лодки  «Курск». Сегодня я вновь хочу вернуться к тем страшным событиям 2000 года и рассказать   о том, что предшествовало гибели «Курска», и что было потом. Настало время снова взглянуть на произошедшее  с «Курском», и еще раз осознать взаимосвязь трагедии с событиями, случившимися задолго до 12 августа 2000 года.


      Ложь или незнание?


  Я помню все, что тогда говорили о гибели «Курска» всевозможные специалисты, проверяющие и руководящие.  Помню до каждого слова, до каждой интонации.

Было очень странно слышать, когда чиновники, адмиралы и прокуроры со скорбными лицами врали о том, что никогда на Северном флоте не было техники, способной поднять выживших моряков со дна целыми и невредимыми. Врали и тогда, когда заявляли, что вообще спасательные работы на такой глубине россиянами никогда не проводились. Причем, врали они и всем нам с экранов ТВ и в прессе, врали журналистам и родственникам погибших, врали в своих докладах президенту страны. Неужели они посчитали, что никто уже не помнит о том, что на Северном флоте еще за пятнадцать лет (!!!) до гибели «Курска»  существовала  уникальная аварийно-спасательная глубоководная служба. Служба,  для которой возможное спасение остававшихся в живых подводников «Курска» было бы обычной работой и заняло бы один день.

В 1981–1984 годах я проходил действительную военную службу на Северном флоте в городе Североморске. Служил в специальной аварийно-спасательной службе Северного флота (сокращенно АСС СФ), корабли которой базировались на 15-м причале Североморска, а также в поселке Дровяное, что сравнительно недалеко от Видяево (место дислокации АПЛ «Курск»). И специфика нашей работы заключалась в оказании помощи атомным подводным лодкам, которые по каким-либо причинам легли на грунт, и экипаж оказался в ловушке.

Но перенесемся в 2000 год к событиям, последовавшим после августовской трагедии. По мнению тогдашнего  военно-морского и прокурорского начальства, которое они высказывали после гибели «Курска»,  нас (моряков АСС СФ) никогда  не существовало.

Бывший Генеральный прокурор Владимир Устинов, тогда возглавлявший расследование гибели «Курска»,  сообщал, что значительная часть матросов и офицеров подводной лодки были предположительно  живы всего (!!!) шесть-восемь часов. И соответственно, никакая спасательная служба не смогла бы их спасти в принципе. Ему вторил и тогдашний вице-премьер Правительства  РФ Илья Клебанов, утверждавший, что службы, которая смогла бы спасти моряков «Курска», нет, и никогда не было.


Записка из Курска 1
Одна из записок моряков "Курска", свидетельствующая о том, что они были живы еще длительное время после взрыва


Но высокопоставленные чиновники Клебанов и Устинов, скажем мягко, были не правы и это подтверждают факты.

  Я беседовал с человеком, который попросил не называть его фамилии, потому что его, по мнению российских чиновников, не существует и никогда не существовало в природе. Это старший морской офицер, который в течение десяти лет возглавлял специальное подразделение водолазов-спасателей аварийно-спасательной службы Северного флота, специализировавшееся на оказании помощи подводным лодкам, попавшим в аварийные ситуации. Именно этот человек, как сам, так и в составе команды, погружался на глубину сто двадцать — сто пятьдесят метров и выводил личный состав из подводных лодок, лежащих на грунте. Причем проводил эти операции и в Баренцевом море, и даже в том самом квадрате, где произошла трагическая гибель «Курска». Этот человек – мой непосредственный начальник в период 1981-1984 годов.

То есть мой нынешний собеседник является, по мнению господ Устинова и Клебанова, призраком. Но у меня есть доказательство его абсолютно реального существования. В 1982—1984 годах я лично находился рядом с ним на спасательных судах «Алтай» и «Вл. Трефолев» и собственными глазами видел, как мой  собеседник и его команда погружались в пучину Баренцева моря и проводили учебные выводы подводников. Также в моем распоряжении имеются фамилии и адреса других членов водолазного подразделения, которым командовал мой собеседник. Они готовы подтвердить каждое слово своего бывшего шефа. Я даже назову номер «несуществовавшей» войсковой части (АСС «Алтай») в/ч № 39199.

    В течение долгого времени после гибели «Курска» я искал этого человека, зная, что только он сможет сказать мне, был ли у моряков «Курска» хоть один шанс выжить. Интервью не получилось, был некий монолог. Итак, монолог человека, который мог бы спасти многих ребят с «Курска». Но не спас. И не по своей вине.


Монолог призрака


  «После того как оставшиеся в живых подводники «Курска» поняли, что борьба за непотопляемость лодки бесполезна, что она легла на грунт, часть из них переместилась в кормовой отсек. Они знали, что там есть люк. Через него можно было выйти двумя способами — методом затопления отсека или методом шлюзования через люк. Причем, учитывая все повреждения, могу сказать, что подводники могли выйти на поверхность через этот люк и путем свободного всплытия.

Конечно, некоторые закессонили бы и погибли, не выдержав давления во время всплытия, или стали бы инвалидами, но несколько человек обязательно остались бы живы и здоровы. Поймите, если в нештатной ситуации из ста человек выживает хоть один, это уже хорошо. И еще, говоря о самостоятельном всплытии, хочу добавить, что на каждого подводника имелся полный комплект спасательного оборудования, подготовленный для всплытия с глубины до двухсот метров. Конечно, в девятом отсеке этих комплектов не хватило бы на всех, но они должны были быть там. Об этих спасательных комплектах почему-то упорно молчат. Хотя я допускаю и то, что «Курск» перед самым выходом на последние стрельбы находился в дальнем походе и спасательное снаряжение в момент гибели лодки отсутствовал,о или было заскладировано в одном месте, так как после длительного похода его необходимо проверить, довести до ума.

  Гибель десятка моряков, которые могли бы выйти на поверхность через люк в этом снаряжении, лежит на совести того адмирала, который дал команду «Курску» выдвинуться на данные стрельбы, не проверив наличие спасательного комплекта. Вероятно, именно поэтому никто из проверяющих  и не заикался о спаскомплектах.

  Теперь давайте зададимся вопросом: могли ли мы спасти моряков «Курска»? Отвечаю однозначно: да, могли. Пусть не всех, но многих. Расскажу немного о нас. Аварийно-спасательная служба Северного флота представляла в 80-х годах уникальное явление, она была единственная в своем роде. Такие суда 27-го проекта, как СС «Алтай», СС «Трефолев» и СС «Бештау», могли оказать помощь «Курску» и спасти значительную часть экипажа подводников. На каждом из трех кораблей служили по 30 водолазов-глубоководников и имелся полный комплект оборудования. Мы проводили боевые учения и выводили людей из настоящих лодок. Я лично выводил экипаж с глубины 120 метров. Мои водолазы всегда, я подчеркиваю, всегда находились в тридцатиминутной боевой готовности к выходу в море и погружению на 160—200 метров для спасения плавсостава.

И еще немаловажный факт. В 80-х годах наша служба постоянно обеспечивала стрельбы атомных подводных лодок, находясь «в точке», то есть в непосредственной близи от атомохода. И если бы нашу службу не уничтожили, то мы, само собой, находились бы возле «Курска». Какие были бы наши действия в ситуации, случившейся с этой подводной лодкой? Они отработаны до мелочей. Итак, давайте просчитаем по времени.

В течение часа штаб уже знал о трагедии на «Курске». Нашим судам необходимо было закрепиться «на бочках» в точке над лодкой — это заняло бы еще два часа. После «идут» водолазы в спасательном колоколе, который рассчитан на десять человек спасаемых и двух операторов-водолазов. За несколько спусков мы выводим на свои корабли и помещаем в барокамеры двадцать—тридцать, может, даже и сорок оставшихся в живых подводников. Также возможно было спасать людей и без колокола, их могли выводить на поверхность сами водолазы. Такие приемы были также нами отработаны и неоднократно проверены в действии. Глубина-то совсем небольшая — 104 метра минус тридцать метров сама лодка, итого получается семьдесят четыре- семьдесят два  метра. Это же элементарно для моих ребят. Вся операция вывода подводников занимает около трех часов. Итого получается, что мы бы затратили на спасение оставшихся в живых моряков «Курска» не более 5—6 часов, а значит, какая-то, и, я думаю, немалая, часть подводников была бы спасена.

   И еще. Если, как утверждают специалисты, кормовой люк заклинило, то и это для нас не преграда. Наша водолазная аварийно-спасательная служба располагала уникальным оборудованием для резки металла под водой на больших глубинах. На вскрытие люка мы тратили не больше 20—30 минут. Тем более что мы неоднократно отрабатывали эту операцию и знали именно те точки, где нужно было производить резку металла. Так что единственной службой, которая могла бы спасти оставшихся в живых подводников, была водолазная аварийно-спасательная служба Северного флота. Мы как-то выводили экипаж подводной лодки, находящейся на грунте. Там погибли 16 человек из плавсостава, который составлял более 120 моряков. А это серьезный результат.

Но вы можете задать вполне резонный вопрос: а где была эта служба в момент гибели «Курска»? Отвечу: в конце 80-х и начале 90-х ее просто развалили и уничтожили «за ненадобностью». Самый дурацкий аргумент уничтожения водолазного подразделения АСС был следующий: пока никто серьезно не тонул, так зачем же тратить деньги на вашу службу?

Единственное в своем роде спасательное оборудование было распродано за копейки либо списано на металлолом. Так, легендарный СС «Алтай» сейчас лежит на 65-метровой глубине возле Североморска. Его в начале 90-х списали и продали какой-то фирме, которая и загубила этот корабль. СС «Трефолев» и СС «Бештау» также списаны и проданы различным частным фирмам. А судно «Карпаты», которое могло поднимать с глубины груз до 800 тонн (!!!), зачем-то переправлено на Балтику и на момент гибели «Курска» стояло на вечном приколе у причала в Кронштадте.

Кто же устроил эту катастрофическую распродажу и уничтожение единственной на флоте аварийно-спасательной водолазной службы? Есть такой человек. Я не могу назвать его фамилию. На это есть ряд причин, в том числе и собственная безопасность».


   Вместо послесловия  


От себя добавлю некоторые статистические данные и факты, а выводы лежат на поверхности.

В 1945-1990 годах ВМФ СССР получил 310 спасательных судов, включая две не имевшие тогда аналогов в мире спасательные подлодки (СПЛ) проекта 940 "Ленок". На момент гибели «Курска»,  на вооружении управления поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) ВМФ осталось  всего лишь 23 спасателя, среди которых был даже один, построенный... в 1915 году. Кроме того, все суда были разбросаны по различным флотам,  от Черноморского до Тихоокеанского. С 1991-го по 2001 год в состав ВМФ не вошел ни один новый спасатель, но при этом было списано почти 40 судов, включая две спасательные подлодки и уникальные АСС «Алтай», «Трефолев» и «Бештау», которые, вероятно, могли бы спасти часть экипажа «Курска».

АСС 3

Спасательное судно «Алтай». В 1993 году списано и затоплено. За ненадобностью…

АСС 2 22
Спасательное судно «Карпаты». На момент гибели «Курска» находилось на вечном приколе в г. Кронштадт

АСС 1
Аварийно-спасательная служба Северного Флота. 80-е годы. Этой службы якобы никогда не существовало.


В этот мрачный период развала аварийно-спасательной службы  управление поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) ВМФ возглавлял контр-адмирал Геннадий Верич. Я думаю, что именно об этом человеке и говорил начальник подразделения водолазов-спасателей и мой бывший командир.


PS. Сейчас ситуация, к счастью, изменилась. После гибели «Курска» были закуплены и поставлены на флоты телеуправляемые подводные аппараты «Тайгер», «Фалькон», «Обзор-150», «Веном», предназначенные для поиска и обследования подводных объектов, находящихся на грунте, а также для различных подводно-технических работ. Сейчас в аварийно-спасательных службах флотов работают высококлассные водолазы-глубоководники, полностью обеспеченные необходимой техникой.  Но все нынешние достижения не вернут жизни тем подводникам «Курска», которых могли бы спасти специалисты аварийно-спасательной службы Северного флота. Тогда, 14 лет назад…












Buy for 3 000 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1

Слушал сегодня по радио

у Соловьёва. Там прокомментировать не смог, Скажу здесь.

Вы категорически не правы в этом своём постинге и выступлении по радио в свете того, что не пытались спасти оставшихся в живых. Спасатель туда подходил и колокол спускали. Но он не мог присосаться к комингс-площадке аварийного люка, поскольку была нарушена целостность этой комингс-площадки.

И глубоководники наши работали там в первые дни.

А вот в плане того, что всё разворовывалось и деградировало - тут у меня возражений нет

Re: Слушал сегодня по радио

А другим способом разве нельзя было закрепиться?

Re: Слушал сегодня по радио

а герметичность как сохранить?

Вообще, по штатному, если бы люк не перекосило и не заклинило, оставшиеся в концевых отсеках могли бы выйти сами.

Но вот так случилось. И личный состав концевых отсеков, я так думаю, был тоже обречён. И не вина в этом тех, кто был в отсеке и тех, кто с первых часов участвовал в спасательной операции.

Вина прежде всего на командовании флота. Если интересно, я своё видение как-то в жэжэшке и на форумах оставлял. Тут ссылку оставлю, если будет желание, почитайте.

http://carpenco.livejournal.com/46933.html

Ну, так ВВП тогда так и сказал - спасательную службу развалили и своих возможностей спасти у нас нет.
Непонятно только, почему погибший Курск его личной виной считают - это был первый год его президентства.

ВВП в данной ситуации ничего не мог сделать, так как АСС была развалена задолго до него, а ему врали в докладах о том, что "невозможно и никогда не было возможно".

"Кто же устроил эту катастрофическую распродажу и уничтожение единственной на флоте аварийно-спасательной водолазной службы? Есть такой человек. Я не могу назвать его фамилию. На это есть ряд причин, в том числе и собственная безопасность».
Значит, тот на посту!

Edited at 2014-08-12 10:03 am (UTC)

А ведь просто изумительно! 15 лет назад было невозможно заснуть из-за Курска, сегодня - из-за Новороссии.

А кто потопил "Курск"? Почему этот вопрос обходят стороной?

Edited at 2014-08-12 10:49 am (UTC)

Это с самого начала было известно. "Он утонул", не топил его никто.

Edited at 2014-08-12 11:16 am (UTC)

Известно кто, зеленые!

Если безопасности офицера спасательной службы есть реальная угроза за разглашение лишней информации - разве его не могут вычислить по годам службы и номерам в/ч и дислокации? Многие факты являются однозначными, имхо.

утопили его натовцы - вот только сказать в слух это было равнозначно войне...

Как дела у вашего друга "Тесака"? Помогаете ему?

Да, о колоколе, примитивном колоколе я тоже тогда вспоминал и удивлялся - почему его нет?
Ведь даже, если и не нашли люк, или он был покорежен, то в корпусе могли спокойно проделать дыру, или срезать крышку люка.
Вот вам и техника. Бесполезные роботы были, а примитивного колокола на всю страну не было.

В 2000 году в Заозерске (или Западная Лица - военный городок, такой же как Гаджиево и Видяево) за несколько (2-3) дней до освещения происшествия в СМИ, все знали, что лодка утонула и шансов выжить ни у кого там нет.

Обсуждать конечно надо...Но по моему, по крупицам, идёт восстановление (картины) истины.Страна должна знать своих "героев".Просто списать на трудные времена-очень просто.Каждое время имеет свои фамилии.И эти шкурники и сейчас висят пудовыми гирями на нас и государстве.

Вообще об этом всем говорили и писали 12 лет назад.О Том,что "Курск" можно было спасти,но из-за развала спасательной службы в 90-е это оказалось не возможно.Слушала и читала интервью водолазов.

"Именно этот человек, как сам, так и в составе команды, погружался на глубину сто двадцать — сто пятьдесят метров и выводил личный состав из подводных лодок, лежащих на грунте."

Текст придумывал не моряк и уж тем более не спасатель. Современные российские (советские) ПЛ не имеют возможности ложиться на грунт. Да и спасатель бы первым делом упомянул бы об уничтоженных к тому времени пр. 940.


Сколько хуйни, простите.

"После того как оставшиеся в живых подводники «Курска» поняли, что борьба за непотопляемость лодки бесполезна, что она легла на грунт, часть из них переместилась в кормовой отсек. Они знали, что там есть люк. Через него можно было выйти двумя способами — методом затопления отсека или методом шлюзования через люк. Причем, учитывая все повреждения, могу сказать, что подводники могли выйти на поверхность через этот люк и путем свободного всплытия."

Это особенно хорошо. И правда, тяжело не понять что борьбе за живучесть с потерей 3 первых отсеков как бы не очень. Выходить через комингс вместо ТА методом тоже хорошее колдунство. Как и выход методом затопления отсека.
Ну и "Борьба за непотопляемость" от профессионала упасровца это даже не анекдот.

Фейекоделы хреновы. На чужих костях только бы пиариться. Мудачье.

oleglurie_new БЛАГОДАРЮ БЛАГОДАРСТВУЮ !!!
Такой честный материал, я перепостил и в своём журнале, чтоб не было утеряно и для продолжения расследования, а после и наказания виновных !!!
В.Путин (не теряя ухмылку) в интервью ведущему CNN, Ларри Кингу. 08.09.00. "Она утонула".

  • 1