oleglurie_new (oleglurie_new) wrote,
oleglurie_new
oleglurie_new

Category:

«Солнечный удар» Никиты Михалкова. Не рецензия

1412676140_solnechnyy-udar3




    «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье… А про эти годы и говорить нечего: день и ночь живем в оргии смерти...

Всё это повторяется потому прежде всего, что одна из самых отличительных черт революций – бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна…  Боже мой, в какой век повелел Ты родиться мне!». Это Иван Бунин. Это «Окаянные дни».

Параллели истории врываются в каждое слово. Но это сейчас. А тогда… Как это всё случилось? С чего всё началось?  Этот вопрос задавали себе офицеры и солдаты Русской армии генерала Врангеля. И на протяжении трех часов фильма «Солнечный удар» звенит пронзительный ответ…

Вчера посмотрел фильм Никиты Михалкова. Ощущение реального удара. Только не солнечного. Страшные «Окаянные дни» гениального Бунина, 20-й год,  русские офицеры покидают Юг России, захваченный большевиками. И эту трагедию страны и судеб пронизывает  прозрачный, почти невесомый бунинский «Солнечный удар» о мимолётной встрече двоих на корабле, об их любви и потере.

«Мы начали снимать «Солнечный удар», когда никто не мог представить себе, какие события развернутся на Украине, — рассказывал Михалков — Крым — это то место, откуда корабли с русскими офицерами, солдатами и казаками уходили в неизвестность, в эмиграцию… Если смотреть «Солнечный удар» с сегодняшней точки зрения, то вопрос, как это случилось, не остается без ответа. Внимательный зритель сразу видит, как постепенно, совершая что-то или не совершая чего-то, общество приходит к тому, что становится беззащитным перед стихией совершенно иного характера. Причем ответственность несет каждый. Мне бы очень хотелось, чтобы люди, памятуя собственную историю, пытались осмыслить, что они делают сегодня, шаг за шагом, каждый конкретно».

Весь фильм поручик, главный персонаж картины, задает один и тот же вопрос: Как же это случилось? Сам Михалков сказал, что он не провидец, если  учитывать события, которые сейчас происходит в Украине, а шел к фильму очень долго и издалека.

«Еще два года назад мы снимали в прекрасной Одессе, а теперь там происходят все эти страшные события… Нет единого ответа на вопрос, как предотвратить то, что произошло тогда или происходит сейчас. А уже сейчас выросло поколение с абсолютно другим пониманием добра и зла».

Знаете, я смотрел «Солнечный удар» и понимал, почему создатели не торопились окончить его к моменту выдвижения на премию «Оскар», и показали фильм только после того, как закончился этот процесс.  Этому фильму «Оскар» не нужен. По определению. Голливудскую статуэтку могут дать за блистательную режиссуру, за великолепную игру актеров, за что-нибудь еще. Все это в фильме присутствует. Но американские академики, при всем уважении к ним, не смогут оценить и понять то, что видим в «Солнечном ударе» мы. Менталитет другой. Для понимания необходима иная наследственность…  И еще, это кино не для поп-корна.

Хотел написать рецензию. Не сложилось. Нет умных слов и рассуждизмов об игре актеров и режиссуре. Есть только ощущения. И пересказать фильм тоже не получилось. Просто иди и смотри. Думай и осознавай, что нельзя перешагивать за ту черту, за которой потом придется у себя же и спрашивать «Как это все случилось? Как теперь с этим жить?».









Tags: "Окаянные дни", "Солнечный удар", Белград, Иван Бунин, Никита Михалков, Одесса, Оскар, аналогии, кино, фильм
Subscribe
Buy for 3 000 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 479 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →