oleglurie_new (oleglurie_new) wrote,
oleglurie_new
oleglurie_new

Category:

Кто боится порядка в сфере авторских прав?

Защита авторских прав для большинства россиян дело незнакомое и малопонятное. То, что за использование чужой песни или кинофильма нужно платить, еще несколько лет назад вызывало у большинства наших сограждан недоумение, смешанное с раздражением. Но благодаря настойчивой работе соответствующих организаций по защите интересов правообладателей мировые стандарты авторского права начали приживаться и у нас. Хотя, к сожалению, без эксцессов не обходится. Вот и на днях в стане «копирайтеров» разразился тщательно срежиссированный скандал, направленный против «Российского Авторского Общества». Попробуем разобраться, кто стоит за атакой на этот профсоюз культурной интеллигенции.

"Профсоюз деятелей культуры "Российское Авторское Общество" – организация очень молодая. Фактически, о ее создании было объявлено лишь 17 июля. В этот день в конференц-зале московского Президент-отеля собрались делегаты, представляющие сразу три крупнейшие российские организации, работающие в области авторских прав. Своих представителей на эту встречу прислали Российский союз правообладателей (РСП), Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Решение объединиться назревало уже давно, ведь все три общества занимаются практически одним и тем же, только в разных культурных сферах – литературе, музыке и кинематографе. Поэтому всего несколько часов, потребовавшихся для решения вопроса о совместной работе, не вызывают никакого удивления.

«Объединенная организация станет профессиональным союзом деятелей культуры. Профсоюзы давно являются важнейшими институтами самоорганизации в различных отраслях деятельности, однако вплоть до сегодняшнего дня деятели культуры не были в полной мере защищены посредством этого проверенного временем и пользующегося поддержкой государства инструментом защиты коллективных интересов. Новая организация будет легитимным правопреемником всех трех обществ по коллективному управлению правами и продолжит выполнять все их функции и задачи, в том числе в рамках государственной аккредитации. Мы считаем крайне важным, что нашу инициативу поддержало министерство культуры России, разделяющее нашу уверенность в том, что объединение обществ по коллективному управлению правами будет надежным оплотом защиты прав творцов», - говорится в первом официальном заявлении вновь созданной организации.

В рядах «Российского Авторского Общества» можно увидеть таких заслуженных и авторитетных деятелей отечественной культуры, как Никита Михалков, Александра Пахмутова, Эдуард Артемьев, Владимир Хотиненко, Юрий Башмет, Сергей Газаров, Анатолий Кролл, Дмитрий Маликов, Владимир Матецкий, Сергей Мирошниченко, Андрей Дементьев, Николай Добронравов, Максим Дунаевский.

Но, как выяснилось, появление эффективной и хорошо организованной силы на рынке авторских прав обрадовало не всех. Не прошло и пары дней, как страницы СМИ запестрели «разоблачительными» материалами, направленными против «Российского Авторского Общества» и его руководителей. Объединительная конференция называлась нелегитимной, а одному из членов президиума – Сергею Федотову – припомнили даже покупку замка в Шотландии. Чего стоят только броские заголовки – «Пираты копирайта», «Под звуки шотландской волынки», и так далее и тому подобное. Невольно задаешься вопросом – почему именно Федотов и кому это может быть выгодно? У многих есть недвижимость не менее крутая за рубежом (мне ли вам рассказывать?). Но, сейчас вдруг взялись за человека, который не имеет никакой государственной власти. Причем взялись прицельно.

Хорошо спланированную акцию по дискредитации профсоюза деятелей культуры выдавали как довольно похожие друг на друга тексты, так и практически одновременное их появление на страницах изданий. Как могут в СМИ, свободных и независимых, появляться одинаковые, как под копирку материалы? В такой сжатый срок? Параллельно с публикацией «джинсы» некие личности принялись рассылать пресс-релизы о своем несогласии с созданием «РАО» и угрозами нажаловаться в Минюст и Минкульт. Кто же эти люди?

Как оказалось, на борьбу с защитниками авторских прав вышли несколько сотрудников Всероссийской организации интеллектуальной собственности – член совета ВОИС Александр Соколов, председатель правления Геннадий Вязовик и член правления Александр Максимов. Привыкшие самостоятельно решать в организации все вопросы, в том числе и финансовые, возможно, в свою пользу, они, похоже, не хотят расставаться с властью, а дорога в новый профсоюз правообладателей им заказана. Судя по всему, они уже давно поняли, что от дискуссий об объединении скоро уже перейдут к делу и, понимая нарастающую угрозу, начали, как я предполагаю, заблаговременно очернять своего возможного соперника.. При этом, наверное, сложно было бы их сразу заподозрить в такой антикампании, если бы не распространенный пресс-пакет во время организованной ими пресс-конференции 21 июля в Консерватории, в котором была вся подборка негативных материалов (пресс пакет мне прислали мои друзья журналисты пришедшие на пресс-конференцию).

И дело даже не в их репутации или компетенции, хотя господин Вязовик, например, по роду своей основной деятельности пожарный, полковник МЧС, а за господином Соколовым долгие годы тянется, по мнению коллег,  отчетливый криминальный шлейф. Просто весной нынешнего года Вязовик и Соколов уже попытались устроить в ВОИС «маленький переворот». Но обо всем по порядку.

Свой путь к вершинам власти в ВОИС Александр Соколов начал еще в 2006 году, создав «Общенациональный фонд развития культуры и защиты интеллектуальной собственности». В нем он занял пост председателя попечительского совета, а председателем собрания при учреждении фонда оказался неоднократно судимый за изнасилования, наркотики и вымогательство Ахмед Тагибов. Ему было подконтрольно «Российское общество по смежным правам», так что в предмете Тагибов разбирался достаточно хорошо. После создания фонда между двумя этими очень разными людьми завязалась, очевидно, весьма взаимовыгодная «дружба».

О том, что мог предложить партнеру Тагибов, хорошо говорит следующая история. В 2007 году его РОСП боролось за право получить госаккредитацию с другой организацией, защищающей авторские права – «Российской фонографической ассоциацией» Вадима Ботнарюка. Правда, борьба эта, на мой взгляд, происходила довольно странно. Накануне вынесения решения о том, кто будет признан государством в качестве борца с «пиратами», Ботнарюка дважды тяжело избили, и от последствий второго нападения он скоропостижно скончался.

Вскоре после этого на свет появилась еще одна созданная Соколовым организация - «Всероссийское общество по авторским и смежным правам», генеральным директором, а точнее зиц-председателем которого числился пожарник Вязовик. Так эта парочка и дрейфовала от одного проекта к другому, пока уже в 2015 году не собралась взять власть в ВОИС.

План действий, которым руководствовались Соколов и Вязовик, будто бы дотошно списан из уголовных дел 90-х годов. Только в «стреляющие 90-е» рейдеры захватывали банки и заводы, а не общественные организации. Но, как говорится, как умеем, так и работаем.

Итак, в апреле на сомнительном кворуме конференции из состава Совета ВОИС были выведены несколько уважаемых российских авторов. Среди них оказались Андрей Дементьев, Николай Расторгуев, Денис Мацуев и Дмитрий Маликов. Их места в руководящем органе общества заняли штатные педагоги Московской консерватории им. П.И.Чайковского, ректором которой является наш старый знакомый Александр Соколов. В новом Совете, по его задумке, должно было оказаться всего 28 человек вместо 37 членов Совета предыдущего созыва. И все они были бы лояльны лично Соколову.

Это что некая чистка? По какому признаку? Он решил, что они хуже? Это явно кому-то нужно.

Смысл происходящего достаточно прост – в распоряжении ВОИС находятся немаленькие финансовые средства, и если бы переворот в обществе удался, то они отправились бы прямиком в, скажем так, не чуждые Соколову «культурные» фонды. Но проведенную Соколовым и Вязовиком конференцию не признали ни сами члены ВОИС, ни творческое сообщество в широком смысле. Потерпев поражение, парочка «узурпаторов» даже не стала регистрировать документы в Минюсте, очевидно, чтобы не давать правоохранительным органам формального повода к возбуждению уголовного дела.

Но понятно, что репутация Соколова и Вязовика, и без того сомнительная в свете их предыдущих похождений, теперь в глазах членов общества была погублена навсегда. Они перешли в категорию персон «нон-грата» и никто из коллег даже не подумал предложить им отправиться делегатами на объединительную конференцию в Президент-отеле. ВОИС забыло о них, но это не значит, что они забыли о ВОИС.

В день конференции Соколов явился к месту ее проведения. Поскольку ни приглашения, ни мандата делегата у него не было, охрана попросту не пустила его в зал. Тогда-то обиженный член Совета и начал рассылать в СМИ письма с обещанием громкого скандала и приглашением на собственную конференцию – в Консерваторию.

Хотелось бы верить, что потерпевшие поражение «герои вчерашних дней» Соколов и Вязовик найдут в себе силы смириться со сложившейся ситуацией и займутся какой-нибудь общественно полезной деятельностью.
Но это лишь начало моего журналистского расследования. Новая история еще впереди.











Tags: Александр Соколов, Александра Пахмутова, Анатолий Кролл, Андрей Дементьев, ВОИС, Владимир Матецкий, Владимир Хотиненко, Вязовик, Дмитрий Маликов, Максим Дунаевский., Никита Михалков, Николай Добронравов, Российское Авторское Общество, Сергей Газаров, Сергей Мирошниченко, Эдуард Артемьев, Юрий Башмет
Subscribe
Buy for 3 000 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments