oleglurie_new


Новый блог Олега Лурье.


Previous Entry Share Next Entry
Кто боится порядка в сфере авторских прав?
oleglurie_new
Защита авторских прав для большинства россиян дело незнакомое и малопонятное. То, что за использование чужой песни или кинофильма нужно платить, еще несколько лет назад вызывало у большинства наших сограждан недоумение, смешанное с раздражением. Но благодаря настойчивой работе соответствующих организаций по защите интересов правообладателей мировые стандарты авторского права начали приживаться и у нас. Хотя, к сожалению, без эксцессов не обходится. Вот и на днях в стане «копирайтеров» разразился тщательно срежиссированный скандал, направленный против «Российского Авторского Общества». Попробуем разобраться, кто стоит за атакой на этот профсоюз культурной интеллигенции.

"Профсоюз деятелей культуры "Российское Авторское Общество" – организация очень молодая. Фактически, о ее создании было объявлено лишь 17 июля. В этот день в конференц-зале московского Президент-отеля собрались делегаты, представляющие сразу три крупнейшие российские организации, работающие в области авторских прав. Своих представителей на эту встречу прислали Российский союз правообладателей (РСП), Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Решение объединиться назревало уже давно, ведь все три общества занимаются практически одним и тем же, только в разных культурных сферах – литературе, музыке и кинематографе. Поэтому всего несколько часов, потребовавшихся для решения вопроса о совместной работе, не вызывают никакого удивления.

«Объединенная организация станет профессиональным союзом деятелей культуры. Профсоюзы давно являются важнейшими институтами самоорганизации в различных отраслях деятельности, однако вплоть до сегодняшнего дня деятели культуры не были в полной мере защищены посредством этого проверенного временем и пользующегося поддержкой государства инструментом защиты коллективных интересов. Новая организация будет легитимным правопреемником всех трех обществ по коллективному управлению правами и продолжит выполнять все их функции и задачи, в том числе в рамках государственной аккредитации. Мы считаем крайне важным, что нашу инициативу поддержало министерство культуры России, разделяющее нашу уверенность в том, что объединение обществ по коллективному управлению правами будет надежным оплотом защиты прав творцов», - говорится в первом официальном заявлении вновь созданной организации.

В рядах «Российского Авторского Общества» можно увидеть таких заслуженных и авторитетных деятелей отечественной культуры, как Никита Михалков, Александра Пахмутова, Эдуард Артемьев, Владимир Хотиненко, Юрий Башмет, Сергей Газаров, Анатолий Кролл, Дмитрий Маликов, Владимир Матецкий, Сергей Мирошниченко, Андрей Дементьев, Николай Добронравов, Максим Дунаевский.

Но, как выяснилось, появление эффективной и хорошо организованной силы на рынке авторских прав обрадовало не всех. Не прошло и пары дней, как страницы СМИ запестрели «разоблачительными» материалами, направленными против «Российского Авторского Общества» и его руководителей. Объединительная конференция называлась нелегитимной, а одному из членов президиума – Сергею Федотову – припомнили даже покупку замка в Шотландии. Чего стоят только броские заголовки – «Пираты копирайта», «Под звуки шотландской волынки», и так далее и тому подобное. Невольно задаешься вопросом – почему именно Федотов и кому это может быть выгодно? У многих есть недвижимость не менее крутая за рубежом (мне ли вам рассказывать?). Но, сейчас вдруг взялись за человека, который не имеет никакой государственной власти. Причем взялись прицельно.

Хорошо спланированную акцию по дискредитации профсоюза деятелей культуры выдавали как довольно похожие друг на друга тексты, так и практически одновременное их появление на страницах изданий. Как могут в СМИ, свободных и независимых, появляться одинаковые, как под копирку материалы? В такой сжатый срок? Параллельно с публикацией «джинсы» некие личности принялись рассылать пресс-релизы о своем несогласии с созданием «РАО» и угрозами нажаловаться в Минюст и Минкульт. Кто же эти люди?

Как оказалось, на борьбу с защитниками авторских прав вышли несколько сотрудников Всероссийской организации интеллектуальной собственности – член совета ВОИС Александр Соколов, председатель правления Геннадий Вязовик и член правления Александр Максимов. Привыкшие самостоятельно решать в организации все вопросы, в том числе и финансовые, возможно, в свою пользу, они, похоже, не хотят расставаться с властью, а дорога в новый профсоюз правообладателей им заказана. Судя по всему, они уже давно поняли, что от дискуссий об объединении скоро уже перейдут к делу и, понимая нарастающую угрозу, начали, как я предполагаю, заблаговременно очернять своего возможного соперника.. При этом, наверное, сложно было бы их сразу заподозрить в такой антикампании, если бы не распространенный пресс-пакет во время организованной ими пресс-конференции 21 июля в Консерватории, в котором была вся подборка негативных материалов (пресс пакет мне прислали мои друзья журналисты пришедшие на пресс-конференцию).

И дело даже не в их репутации или компетенции, хотя господин Вязовик, например, по роду своей основной деятельности пожарный, полковник МЧС, а за господином Соколовым долгие годы тянется, по мнению коллег,  отчетливый криминальный шлейф. Просто весной нынешнего года Вязовик и Соколов уже попытались устроить в ВОИС «маленький переворот». Но обо всем по порядку.

Свой путь к вершинам власти в ВОИС Александр Соколов начал еще в 2006 году, создав «Общенациональный фонд развития культуры и защиты интеллектуальной собственности». В нем он занял пост председателя попечительского совета, а председателем собрания при учреждении фонда оказался неоднократно судимый за изнасилования, наркотики и вымогательство Ахмед Тагибов. Ему было подконтрольно «Российское общество по смежным правам», так что в предмете Тагибов разбирался достаточно хорошо. После создания фонда между двумя этими очень разными людьми завязалась, очевидно, весьма взаимовыгодная «дружба».

О том, что мог предложить партнеру Тагибов, хорошо говорит следующая история. В 2007 году его РОСП боролось за право получить госаккредитацию с другой организацией, защищающей авторские права – «Российской фонографической ассоциацией» Вадима Ботнарюка. Правда, борьба эта, на мой взгляд, происходила довольно странно. Накануне вынесения решения о том, кто будет признан государством в качестве борца с «пиратами», Ботнарюка дважды тяжело избили, и от последствий второго нападения он скоропостижно скончался.

Вскоре после этого на свет появилась еще одна созданная Соколовым организация - «Всероссийское общество по авторским и смежным правам», генеральным директором, а точнее зиц-председателем которого числился пожарник Вязовик. Так эта парочка и дрейфовала от одного проекта к другому, пока уже в 2015 году не собралась взять власть в ВОИС.

План действий, которым руководствовались Соколов и Вязовик, будто бы дотошно списан из уголовных дел 90-х годов. Только в «стреляющие 90-е» рейдеры захватывали банки и заводы, а не общественные организации. Но, как говорится, как умеем, так и работаем.

Итак, в апреле на сомнительном кворуме конференции из состава Совета ВОИС были выведены несколько уважаемых российских авторов. Среди них оказались Андрей Дементьев, Николай Расторгуев, Денис Мацуев и Дмитрий Маликов. Их места в руководящем органе общества заняли штатные педагоги Московской консерватории им. П.И.Чайковского, ректором которой является наш старый знакомый Александр Соколов. В новом Совете, по его задумке, должно было оказаться всего 28 человек вместо 37 членов Совета предыдущего созыва. И все они были бы лояльны лично Соколову.

Это что некая чистка? По какому признаку? Он решил, что они хуже? Это явно кому-то нужно.

Смысл происходящего достаточно прост – в распоряжении ВОИС находятся немаленькие финансовые средства, и если бы переворот в обществе удался, то они отправились бы прямиком в, скажем так, не чуждые Соколову «культурные» фонды. Но проведенную Соколовым и Вязовиком конференцию не признали ни сами члены ВОИС, ни творческое сообщество в широком смысле. Потерпев поражение, парочка «узурпаторов» даже не стала регистрировать документы в Минюсте, очевидно, чтобы не давать правоохранительным органам формального повода к возбуждению уголовного дела.

Но понятно, что репутация Соколова и Вязовика, и без того сомнительная в свете их предыдущих похождений, теперь в глазах членов общества была погублена навсегда. Они перешли в категорию персон «нон-грата» и никто из коллег даже не подумал предложить им отправиться делегатами на объединительную конференцию в Президент-отеле. ВОИС забыло о них, но это не значит, что они забыли о ВОИС.

В день конференции Соколов явился к месту ее проведения. Поскольку ни приглашения, ни мандата делегата у него не было, охрана попросту не пустила его в зал. Тогда-то обиженный член Совета и начал рассылать в СМИ письма с обещанием громкого скандала и приглашением на собственную конференцию – в Консерваторию.

Хотелось бы верить, что потерпевшие поражение «герои вчерашних дней» Соколов и Вязовик найдут в себе силы смириться со сложившейся ситуацией и займутся какой-нибудь общественно полезной деятельностью.
Но это лишь начало моего журналистского расследования. Новая история еще впереди.












Buy for 3 000 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
...и нет ничего нового под солнцем...
...Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать...
...Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета!..

сказал мудрейший Екклезиаст нашим современникам)

Вот у меня вопрос такой простой к умному, вроде, человеку.
Почему порностудии не борются за свои права с ресурсами, которые тиражируют их ролики и фильмы в огромном количестве?
Им насрать на авторское право?
И почему при таком диком пиратстве они процветают?

А с чего вы решили, что они не борются!? Это же порно, там такие ребята, что не будут в суд подавать. А распространяют другие ребята, которые не захотят чтобы их защищал адвокат в суде. Им просто не нравятся суды.

А везде, где вы видите открытое "тиражирование в огромном количестве", существует выгодная для всех коммерческая модель распространения.

Хомяк , который не понимает бизнеса порно.
Спасибо.
Кто ещё какие версии выдвинет?

Edited at 2015-07-21 10:54 pm (UTC)

И это, вопрос задавался автору, вроде, умному человеку.

Хм, вы, похоже, комментировать в ЖЖ не умеете? Или одна рука просто занята постоянно?

Авторское право... вернее желание получать доход от реализации произведения искусства (IT, программирование и пр. это другая песня) единолично вступает в конфликт со здравым смыслом и следовательно не может быть реализовано в том виде, который предлагается.
1.На каком основании потребитель должен платить за фильм, произведённый в СССР? Он его уже давно оплатил
своими налогами и мизерной зарплатой.
2.Авторское право современных деятелей может быть применено только в том случае, если на производство
не было потрачено ни единой бюджетной копейки. Иначе это обыкновенное мошенничество.
Например, русофобское кино Левиафан с бюджетом 220 млн руб. (если не ошибаюсь) поступает в прокат, продаются диски и пр. Это полнейший идиотизм... сначала у народа вытащили 220 млн., сотворили пакость и ему же продают.
Таких примеров множество.
Авторское право только при авторском бюджете. Точка.

Edited at 2015-07-22 06:39 am (UTC)

прежде чем купить книгу в бумаге,предпочитаю прочесть её в электронном виде,слишком много говна и если за него каждый раз платить,то никаких денег не хватит. причем говно пишут вроде бы проверенные авторы. я это к тому,что не всякий автор достоин авторского права.

пусть качеством доказывают право на получение денег за свою продукцию. правильным было бы дать людям возможность попробовать продукт,с дальнейшей возможностью выкупить его если все понравилось.

про музыку и фильмы не пишу,так как не очень интересует первое,а второе предпочитаю смотреть в кинотеатре.

Edited at 2015-07-22 08:10 am (UTC)

Мой не очень близкий знакомый, но очень известный уральский композитор, как то в разговоре на тему авторского права сказал, что всё это профанация, поскольку даже если ВОИС или РАО наказывает или заставляет платить "пирата", то до автора в лучшем случае доходят сущие копейки, если вообще что-то доходит.
Думается что основной навар, получают как раз те кто "блюдет законность" в этой сфере, а вовсе не авторы. Очевидно что эти люди и стремятся превратить чужое творчество в источник дохода для себя лично, но как видно даже здесь из комментариев, обычные потребители такие стремления не разделяют и особо не поддерживают.

Edited at 2015-07-22 11:03 am (UTC)

С авторским правом в России в целом и РАО в частности очень странная ситуация.
Если РАО берет на себя функции представления интересов перед правообладателями и берет за это деньги, то почему из УК не исключены статьи за нарушение авторских прав. Ведь если потребитель оплатил с купленной флешки сборы в пользу правообладателей (что само по себе нонсенс, так как на флешке обычно нет объектов, защищаемых авторским правом), то почему за запись на эту флешку контрафактного фильма он будет нести ответственность? И наоборот, если он несет ответственность, то за что он заплатил РАО?
В такой ситуации, все эти прилипалы от авторского права превращаются в банальные обнал-контроы. И именно за право получать деньги и бесконтрольно их тратить и идет борьба.

ЗЫ: Я вообще не вижу, поводов для журналистского расследования. Обычная драка за право присосаться к финансовым потокам.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account