oleglurie_new


Новый блог Олега Лурье.


Previous Entry Share Next Entry
СТОЛЫПИНСКИЙ ВАГОН. ТЕПЕРЬ ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ
oleglurie_new
  За последнее время депутаты Госдумы наплодили столько карательных законов и драконовских поправок в Уголовный кодекс, что пора уже начинать ликбез граждан в отношении тюремно-лагерной жизни под единой рубрикой «Теперь это должен знать каждый». И как мы недавно убедились, что и сама депутатская неприкосновенность тоже не вечна. А там, глядишь, СИЗО и суд, этап и зона. Теперь это у нас легко.

вагон для конвоирования зэков (1)

  И в качестве первого урока на тему «Теперь это должен знать каждый», мы поговорим о, так называемых, этапных столыпинских вагонах. Конечно, только в общеобразовательных и познавательных целях, а никак ни иначе.

  Итак, «столыпинский вагон» - это стандартный вагонзак для перевозки спецконтингента или, говоря проще, осужденных. В первую очередь он используется для доставки зеков этапом из СИЗО в исправительные колонии.





Сам «столыпин» представляет из себя почти обычный купейный вагон, только вместо дверей там решетки, а окна есть только со стороны коридора, где ходит конвойный. Другая стена глухая. Три спальных яруса, а между «шконками» второго уровня опускается перегородка, оставляя небольшой «лючок» и тем самым создавая еще одно спальное место. В итоге, по официальным подсчетам, в купе «столыпина» имеется семь спальных мест, но это количество соблюдается лишь на бумаге. Мне доводилось «путешествовать» в купешке набитой 12 зеками, да еще и у каждого баул с вещами и продуктами. Ведь срока ехали мотать немалые. Как уместились? Просто. Двое спят на самых верхних полках, плюс на втором ярусе три человека, и внизу семь человек сидят на двух полках. Потом меняются - сон по очереди. Разумеется, никаких матрасов – голые полки.

  Кстати, если прибывший из СИЗО автозак не может подъехать прямо к вагону, то конвой принимает «в поле» и ведет пешочком до перрона. Процесс приемки прост. Начальник конвоя предупреждает: «Я начальник конвоя. Довожу до сведения правила. При выкрике фамилии отвечаете "Я", по команде выпрыгиваете с вещами и сразу приседаете на корточки. Вещи впереди себя, руки на затылок. Смотреть только вниз! Называете свое имя-отчество, год рождения, статью. При передвижении смотреть только под ноги! В случае попытки к бегству конвой стреляет без предупреждения!». И пошли легкими перебежками до «столыпина», овчарки с двух сторон надрываются от лая, автоматчики торопят «Быстрее. Быстрее». У вагона снова все садятся на корточки, баул впереди себя, руки за голову, глаза вниз. И начинается приемка. По одному взлетаем в «столыпин» под крики «первый пошел» - «первого принял», «второй пошел» - «второго принял» и так далее.

  Сначала весь этап набивают в два первых купе. И когда «столыпин» цепляют к пассажирскому составу и поезд трогается, начинается шмон и рассадка. По одному переводят в соседнее купе, где все вещи раскладываются на шконке и внимательно изучаются конвойными, а после осужденный переводится в купе в соответствии с «режимом отбывания наказания». То есть особый режим («полосатики») едут отдельно от строгого («строгачей»), а общий режим также отделяется от приговоренных к колонии-поселению («поселенцев»). Женщины, разумеется, путешествуют в своем отдельном купе, как и больные туберкулезом («тубики»).




Редкое видео. Любительская съемка пустого «столыпина»

  В пути не кормят, дают только кипяток. Обычно, в СИЗО перед этапом выдают сухой паек на несколько суток – галеты, растворимые каши и супы. Но еду и питье во время всего пути надо свести до минимума, так как в туалет выводят крайне редко и неохотно.

  Теперь по времени. «Столыпин» всю дорогу перецепляют от поезда к поезду, по многу часов держат в «отстойниках». И действительно, не показывать же вагон с решетками добропорядочным гражданам, едущим на отдых или в командировки. Поэтому привычное в нашем понимании время передвижения состава из одного города и другой никакого отношения к этапированию в «столыпине» не имеет. Так из Москвы в Питер наш вагонзак ехал двое суток, а из Питера до Мурманска мы ползли больше трех дней.

  И еще одно своеобразное дополнение к наказанию - это неизвестность на протяжении всего этапа. Большинство осужденных не знают, куда их везут до момента прибытия в колонию. Из окон напротив практически ничего не видно, а конвойные молчат, как партизаны. Вот и приходится прислушиваться к дальним радиообъявлениям, пытаясь понять названия городов и потом уже вычислить примерное направление. Иногда бывает, что на второй день пути конвойный на очередную просьбу «Начальник, ты хоть направление скажи», сжалившись, тихо бросит «На Мурманск идете».




Процесс посадки в «столыпинский вагон». Запись сделана скрытой камерой с очень большого расстояния. 


  Раньше этап в «столыпине» сопровождался еще и избиениями осужденных, разбрасыванием вещей при шмоне, ударами прикладов во время посадки-высадки. Особенно лютовал, так называемый, «вологодский конвой», о котором ходили легенды по всем тюрьмам и зонам. Но сейчас, когда в каждом «столыпине» стоят видеокамеры, конвой достаточно спокоен, насколько это возможно в «тюрьме на колесах». Мне довелось ехать из Мурманска в Вологду в сопровождении «вологодского конвоя» - молчаливые, угрюмые и здоровые мужики. Смотрят мрачными взглядами, чеканят слова, но не бьют. До определенного момента, разумеется.

  PS. Девушек из «Pussy Riot» Толоконникову и Алехину доставили в мордовскую и пензенскую колонии, так называемым, спецэтапом, то есть, тем же «столыпиным», но без «отстойников» и пересылок (промежуточных тюрем, где осужденных держат по нескольку дней в ожидании дальнейшего этапирования). Так сказать, без транзитов и задержек. Напрямую.

  Такие ВИП-этапы существуют для известных персонажей, но «столыпин» присутствует всегда. Без него никак.












Buy for 3 000 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Адовые эти пересылки, месяцами можно ездить по городам..

Быстрее сгинуть в подвалах Лубянки.

Здесь не соглашусь не полностью. Централ - это тюрьма, а пересыльная тюрьма - пересылка (хотя тоже можно называть централом, по примеру "Владимирского централа", где как отбывают, так и идут этапы).

Просветился.

Жаль что "влагалищ" отправили без пересылок. Чем они лучше остальных ЗК?

Я давно тренируюсь на всякий случай.Но,молодые,по моим наблюдениям, такую правду воспринимают панически..могут даже полностью интерес к жизни утратить..Так что..что?

..потерять интерес к жизни и даже что-нибудь натворить..

Не до чечеточки...Давно был первый ,,столыпинский'',а как врезался в память...И в том,первом был вологодский конвой.Шел 1982 год.

Сейчас вологодский конвой на "будьте любезны"

От сумы и от тюрьмы...

Почему-то мне подумалось о невиновных,кому дали срок по заказу,по нежеланию разобраться скурпулезно и принципиально.А ведь немало таких в"столыпинских"путешествуют.

Катался в Столыпине.Давно дело было..Пыхнули травой..Долго не мог понять как ссать в целофановый пакет..как страшный сон..Все помню!..Не забуду!..

О, да... В Жмеринке навалом таких сцен.

Путинистам, кстати, тоже не помешает. Вслед за либерастами поедут.

Информация полезная . Россия страна специфическая, по традиции здесь где бы не находился, как бы уверенно не чувствовал – легко может случится приземление на нары ,пускание по миру, а в грустном случае даже попытки чиста заземления. Оттого народная мудрость от тюрьмы и от сумы не зарекайся- в сердцу милом ,дыму отечества, звучит как-то душевно и прочувствовано. Поэтому готовность к любым зигзагам, и информированность- всегда востребованы и могут пригодиться. Коммуникативная продвинутость , навыки словесной и универсально-кулачной полемики, тренированный дух, могут пригодится так же, как знакомство с размышлениями античных философов..А как утверждали великие греколатынысты ,- будущее обычно крадется на мягких лапах совсем неслышно, и у фортуны столько же власти над простыми гражданами ,сколько над государствами , и над правителями , …оттого перфразируя «си вис пасем – парабеллум» - хочешь выжить – будь готов ко всему ,больше знай и умей

Приумножающий познание приумножает скорбь...

кстати, вы не помните численность конвоя на столыпин в пути? человека 4-5, насколько я понимаю?

В 1908 году обычные товарные вагоны были приспособлены для перевозки переселенцев из Европейской России в Сибирь. По имени инициатора этого массового переселения, министра царской России Столыпина, такие вагоны стали называться «столыпинскими». С торцов такого вагона имелись подсобные отсеки, где размещался сельхозинвентарь и перевозился скот.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account